Математика для дошколят

Обучение детей дошкольного возраста простым математическим приемам является непростой задачей, поэтому знакомство малышей с математикой должно происходить в увлекательной и красочной атмосфере, способной заинтересовать любого, даже самого неусидчивого ребёнка.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
И как нельзя лучше в этом помогают игры по математике, которые позволяют легко, увлекательно, в игровой форме познакомить с цифрами, числами, основами счета, арифметическими действиями, понятиями «больше-меньше».
Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочется напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
На занятиях по формированию математических представлений мы изучаем количество и счет, величину, форму, ориентировку во времени и пространстве. Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить немного своего времени (например, по дороге в детский сад или домой, на кухне, в магазине, на прогулке).
Предлагаем вашему вниманию некоторые виды игр.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Или спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет.
Поставьте на стол тарелки и спросите сколько нужно поставить чашек, положить ложек, чтобы пообедать могли, например, 3 человека.
Принесли из магазина фрукты: сливы и бананы. Задайте ребенку вопрос: «Чего больше»? «Что нужно сделать, чтобы слив и бананов стало поровну»?
Готовите салат, поинтересуйтесь «какой формы помидор, огурец, редис», «сколько потребовалось овощей», «какой они величины».
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья, дома. Сравнивайте их, используя понятия «высокий - низкий дом», «толстый - тонкий ствол», «узкая - широкая дорожка».
Во время игры с конструктором попросите ребенка построить высокий и низкий домик. Рисуете или раскрашивайте с ребенком, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине.
Постарайтесь, чтобы ребенок как можно чаще использовал в своей речи понятия «длинный - короткий», «широкий - узкий», «высокий - низкий», «толстый - тонкий».
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя).
Знакомьте детей с цифрами. В возрасте 4 - 5 лет ребенок должен знать цифры от 0 до 9. Уметь расставлять в правильном порядке цифры от 1 до 5. Поэтому обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Например, попросите ребенка найти на циферблате цифру 1, а в календаре цифру 3, а какие цифры есть в номере нашей машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).
Учите детей не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.